Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования


«Тосненский районный детско-юношеский центр»

     Только в наших силах

  Недалеко от Юрсельского озера, на берегу которого на протяжении многих лет разбивают свой лагерь ягуаровцы, находится место крушения советского штурмовика Ил-2.

Летом 1942 или 1943 года в небе над Шапками самолет получил серьезные повреждения. Машина разбилась в районе Царицыной горы, на полном ходу врезавшись в подножие холма. Погибших летчиков местные жители похоронили недалеко от места крушения, после окончания войны останки пилота и стрелка-радиста перенесли на мемориальное кладбище в Шапках. Однако до сих пор они лежат там как безымянные.

- Возможно, кто-то и сейчас ждет весточки с той войны, надеется узнать, где и как погиб его герой. Сегодня вернуть из безвестности имена пилотов штурмовика можем только мы, – говорит командир отряда «Ягуар» Андрей Журавлев. – В наших силах поднять из земли нужный кусок металла, на котором будет значиться заводской номер самолета. Только это даст возможность найти в архивах конкретный самолет, узнать, когда и при каких обстоятельствах он не вернулся из боя, и самое главное – установить точные данные погибших летчиков. Именно поэтому из года в год на несколько дней мы обязательно приезжаем сюда большой экспедицией.

    Цветы у родника

  Ежегодно на Юрсельское озеро приезжает около тридцати человек, примерно треть из них – дети. Так было и нынешним летом.

По традиции поход начался у здания Нурминского Центра внешкольной работы. Ровно в 12 часов здесь собрались опытные бойцы отряда, начинающие поисковики и добровольцы, которым интересна тема Великой Отечественной. В экспедицию отправлялись на четыре дня, поэтому вещей было много: от личных, помещавшихся в рюкзаках, до отрядовских – включая коробки с продуктами, бензопилу и генератор. При этом до базового лагеря от ближайшей дороги, по которой может проехать обычная легковая машина, примерно три километра. Три километра, которые нужно пройти пешком.

Не первый уже год выручают поисковиков войсковая часть поселка Стекольное и отдел вневедомственной охраны Тосненского района. Военные для перевозки вещей предоставили ребятам КамАЗ, росгвардейцы – УАЗ.

Погрузив в КамАЗ вещи, двинулись в путь. Первым делом заехали на воинский мемориал в Шапках, где возложили цветы. После доехали до родника в Староселье. Здесь всегда набирали питьевую воду для экспедиции. В нынешнем же году появился и еще один повод.

Дело в том, что в годы оккупации в окрестностях родника находился немецкий лагерь, где умирали и погибали советские военнопленные. Хоронили их чуть в стороне. Весной 2019 года бойцы отряда «Ягуар» и военные поисковики из 90-го поискового батальона нашли массовое захоронение, подняли и с почестями перезахоронили останки 73 узников лагеря.

Цветы легли и на то место, где находилось захоронение.

 КамАЗ и УАЗ

   Мощный армейский КамАЗ, груженый вещами, без особых проблем преодолел лесное бездорожье, разгрузился и в назначенное время выдвинулся обратно в часть. Основная часть отряда добралась до места назначения пешим ходом.

Вневедомственному УАЗу, который в путь отправился позже, и его взрослым пассажирам повезло гораздо меньше. Российский внедорожник не выдержал испытания на первых же двухстах метрах болотистой тропинки. Двумя передними колесами автомобиль плотно застрял в пространстве между бревнами деревянного настила через ручей.

Несколько здоровых мужиков четыре часа пытались выбраться из западни. Сил было потрачено немало, вот только вытащить уазик из трясины удалось лишь с помощью другого представителя отечественного автопрома – всеми любимой за проходимость «Нивы».

В полном составе сводный отряд собрался в лагере около девяти вечера. Здесь уже стояли палатки, был установлен тент над костром, на самом костре закипал наваристый суп.

История штурмовика

  Минуты, когда ужин уже закончился, а до отбоя еще есть время, самые интересные. Именно тогда рассказываются самые интересные истории. Командир отряда «Ягуар» Андрей Журавлев рассказал историю самолета Ил-2, на место падения которого предстояло идти на следующий день.

   Самолет, а точнее то, что от него осталось, поисковики из поискового отряда «Ягуар» ОМИППО «Доблесть» нашли в районе урочища Царицына гора в начале 2000-х. Впервые на фрагменты фюзеляжа и двигателя наткнулась разведка отряда во главе с тогдашним командиром Петром Мосейчуком. В тот раз они провели первичные поисковые мероприятия, обнаружили лишь незначительные номерные детали и боеприпасы. Их обработка дала главный результат: стало понятно, что найдены останки двухместного советского штурмовика Ил-2 с летней раскраской.

  Эти факты заставили вспомнить историю, рассказанную жителем Староселья Николаем Петровичем Забойкиным.  Пожилой мужчина, которого уже нет с нами, несколько лет назад вспоминал лето 1942 или 1943 года (точно год он назвать не смог). Парню на тот момент было около 16 лет – возраст вполне осознанный. Вместе с отцом они шли со стороны Кантулей в сторону Староселья. Тишину летнего дня внезапно вспорол мощный гул и пронзительный свист. На небе показался самолет. Советская машина горела и стремительно теряла высоту. Через несколько секунд она упала в районе Царицыной горы.

Летчики успели выпрыгнуть из самолета, но… Высота была слишком маленькой. Один разбился насмерть, второй упал в кусты, которые смягчили удар, и был еще жив. По воспоминаниям старожилов, мужчина то ужасно кричал, то что-то шептал. Подоспевшие на место крушения немцы застрелили раненого. Местным жителям разрешили похоронить летчика и стрелка-радиста. Их могилкой стало место недалеко от падения, надгробием – пропеллер самолета. Имен их тогда так никто и не узнал. Неизвестны они и до сих пор.

Ясно одно – в 50-х годах, когда производились укрупнения захоронений, останки неизвестных пилотов из могилы с урочища Царицына гора перенесли в Шапки.

Не теряя надежд

   За годы, которые поисковики «Ягуара» посвятили безымянному пока экипажу, удалось найти кусок лобового плексигласа, 20-миллиметровую пушку ШВАК, авиационный пулемет ШКАС калибром 7,62 миллиметра, пулемет УБТ калибром 12,7 миллиметра, множество более мелких деталей и останков. К сожалению, самого главного – номерных заводских деталей – пока найти не удалось. Дело в том, что в послевоенные годы самолет был сильно разграблен. Местные жители растащили цветные металлы, дюраль, алюминий, пропал двигатель… А ведь вместе с кусками железа, которые уже давно переплавлены, навсегда пропали заводские номера, во множестве выбитые на деталях. Номера, по которым можно было установить имена погибших героев. Однако ребята не отчаиваются. Да и принцип у них такой: место падения самолета не отработано пока металлоискатель звенит в зоне разброса обломков. А потому поисковики будут туда возвращаться либо до тех пор, пока не найдут номера, либо до тех пор, пока не перестанет звенеть металлоискатель.

- Наш старший товарищ, опытнейший поисковик, главный знаток самолетов Илья Прокофьев восемь лет искал зацепку и все-таки установил имена экипажа, – говорит Андрей Журавлев. – Обломки самолета лежали недалеко от поворота на ЦПС в районе Красного Бора. Тот Ил-2 тоже был хорошенько разграблен, летчики похоронены безымянными. Илья каждый раз, проезжая мимо, заворачивал туда на час-два. И через восемь лет нашел бирку с номером. Теперь мы знаем имена тех погибших летчиков.

Отдать дань памяти

На следующий день все отправились на место падения штурмовика. От лагеря это пара километров пешком. Добрались быстро. После ночного рассказа командира каждый хотел найти тот заветный обломок, тот заветный кусок металла, который поможет установить имена погибших пилотов. Новичкам экспедиции показали памятную табличку, которую пару лет назад установили бойцы «Ягуара». Они сами придумали текст, сами выжгли его лазером на специальной доске. Виталий Григорьев сделал из металла обрамление в виде роз и штыков.

- Это важно, ведь многие, проходя мимо, даже не задумываются, что когда-то здесь погибли люди, – уверен Андрей Журавлев. – Когда мы проводили здесь предразведку, встретились с молодыми людьми. Они очень удивились, узнав историю штурмовика. Наверное это нас и натолкнуло на создание таблички. Обязательно должно быть место, где можно отдать дань памяти, поклониться, положить цветы.

   Металлоискатели поисковиков звенели практически без остановки. За несколько часов работы ребята нашли множество деталей и фрагментов обшивки самолета. После их необходимо будет зачистить и проверить на наличие номеров.

День молодежи

Третий день экспедиции был посвящен молодежи. Помимо основной и самой главной работы – по поиску пропавших без вести бойцов, поднятию обломков самолета – организаторы проводят игру «Будь готов к защите Отечества». В ней принимают участие молодые бойцы отряда и надо сказать, что это не просто игра, не просто веселое и интересное времяпрепровождение. Ребята повторяют знания техники безопасности в лесу, учатся ориентироваться на местности, занимаются физической подготовкой.

В этот раз им пришлось пройти немало испытаний. Они подтягивались и тягали гирю, стреляли из пневматики и метали гранаты, осваивали азбуку Морзе и участвовали в исторической викторине. Вишенкой на торте стал турнир по футболу. Помощь в подготовке и организации всех соревнований оказали сотрудники ОВО Тосненского района.

Все парни и девчонки справились с заданиями, каждый получил награды соответственно результату. Вручены были и командные, и личные призы. Отметить хочется каждого из них. Это Иван Никулин, Максим Опалихин, Захар Кирий, Артем Кузнецов, Владимир Кузин, Максим Петку, Иван Ботвин, Александр Иванов и, конечно же, Милана и Лера Кондаковы.

P. S. Последний день экспедиции был посвящен сборам и погрузкой. Загружая вещи в армейский КамАЗ, последним поставили мешок с найденными обломками самолета. Возможно, на одном из них есть те заветные цифры, ради которых поисковый отряд «Ягуар» уже который год проводит несколько дней на берегу Юрсельского озера и в урочище Царицына гора.

Иван Смирнов

 

Объявления